Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пешеходы, водитель, пассажиры, где был поврежден автомобиль служит экспертиза ДТП, которую в различных условиях граждане называют то дорожной, то дорожно-транспортной, то автодорожной.

Но ни одно из этих наименований не является научно-обоснованным и точным названием, но об этом чуть позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила свое уникальное наименование более семи лет тому назад, количество юристов, следователей, адвокатов, судей по прежнему продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс экспертиз, не определяя точного вида экспертного исследования.

В следствии столь общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике часто всплывают ситуации, когда в адрес какого-либо учреждения, где имеются тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), поступают материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы знания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков, полотна дороги).

В этих случаях возникает неприглядная ситуация, в следствии которой материалы дела возвращаются в следственные или судебные инстанции без исполнения, из-за чего установленные сроки не выдерживаются из-за неграмотности участников судебного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение автомобиля и иных объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспорта и прочих объектов по покрытию автодороги;

Выявление факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, неверное расположение дорожных знаков, отсутствие нужных дорожных знаков, неправильная разметка дорожного покрытия и другие негативные особенности ситуации.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту требуется предоставить материалы административного, уголовного, гражданского дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для исследования необходимо изучение комплекса информации о ДТП.

Кстати, в случаях, где главным фактором ДТП выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент ДТП.